Квартал № 52 в Вологде.
Wednesday, September 9, 2020
Этой работой группа CAU Research обращается к проблеме 52-го квартала города Вологды в границах улиц Мира, Батюшкова, Благовещенская и проспекта Победы. Данное некоммерческое исследование состоит из двух частей.
Первая часть содержит принципиальную оценку ситуации в квартале № 52 Вологды, описание ключевых градостроительных, архитектурных, транспортных и социальных проблем территории и анализ схожих городских центров на основе гипотезы триединства центрального ядра. Во второй части дается краткая историческая справка по кварталу 52, рассматриваются аналоги успешно реализованных проектов реновации исторических зон и торговых объектов, и предлагается концепция реконструкции квартала, выполненная на основе выводов первой части работы.
CAU Research – Community Architecture and Urbanism Research Group (Исследовательская группа архитектуры соучастия и урбанизма), – это независимая команда специалистов, образованная в 2011 году во время работы над исследованием, посвященным проекту развития Московской агломерации. Результатом этой работы стал доклад «Московская агломерация 2012: равенство, устойчивость и концентрация систем».
Цель работы группы – некоммерческие исследования в области планирования городов, архитектуры и культуры, а также влияние на развитие и деятельность профессионального сообщества, власти и горожан. Работа группы мало формализована, нацелена на позитивные изменения мира и открыта для архитекторов, социологов, урбанистов и представителей иных областей знаний со схожими профессиональными интересами.
Введение
Находящийся менее чем в пятистах километрах от Москвы на север и в семистах километрах от Санкт-Петербурга на восток, город Вологда обладает целым рядом уникальных архитектурных ансамблей, памятников деревянной архитектуры и сложившейся регулярной планировкой исторического центра. При этом состояние некоторых зданий, пешеходных путей, проездов и скверов центральных кварталов не отвечает современным представлениям о качестве городской среды и слабо способствует активному вовлечению жителей в использование этой части городского пространства.
Этой работой группа CAU Research обращается к проблеме 52-го квартала города Вологды в границах улиц Мира, Батюшкова, Благовещенская и проспекта Победы (рис. 1). Здесь существует ряд нерешенных проблем: транспортный статус улицы Батюшкова никак не решаются изменить на пешеходный; в 2013 году разрушен ряд зданий в статусе памятников федерального значения по улице Мира; обсуждается строительство торгового центра по периметру всего квартала на месте городского рынка и универмага. По-видимому, этот квартал еще не сформировался оптимальным образом и не обрел достаточного и адекватного значения для горожан. Наша сегодняшняя задача понять, каково значение квартала № 52 стратегически и рассмотреть варианты его развития в соответствии с выбранной стратегией.
Данное некоммерческое исследование состоит из двух частей. Первая часть содержит принципиальную оценку ситуации в квартале № 52 Вологды, описание ключевых градостроительных, архитектурных, транспортных и социальных проблем территории и анализ схожих городских центров на основе гипотезы триединства центрального ядра. Во второй части дается краткая историческая справка по кварталу 52, рассматриваются аналоги успешно реализованных проектов реновации исторических зон и торговых объектов, и предлагается концепция реконструкции квартала, выполненная на основе выводов первой части работы.
Трансформация площади
Сегодня в квартале 52 есть жилье, социальные учреждения, точки общественного питания, но, главным образом – торговые заведения. Здание Универмага построено в 1967 году, почти 50 лет назад, и сегодня он работает как небольшой торговый центр. Здание городского рынка появилось здесь в 1975 году. Это произошло в силу изменения улично-дорожной сети и созданию нового проезда от проспекта Победы к Октябрьскому мосту и дальше, на ул. Чернышевского, с целью отвода транспортного потока от Кремлевской площади и стен Софийского Собора (1571), что привело, по сути, к ликвидации Торговой площади, по которой прошла проезжая часть, и лишило горожан пространства для торгового обмена.

Новый городской рынок был призван восполнить эту потерю, однако любая торговая площадь – явление многогранное, несущее в себе еще и культурное значение, чего существующий городской рынок, в общем-то, лишен. Торговая площадь – это свобода и приключения, городской рынок – утилитарное здание (рис. 2). В результате этих преобразований, в городе стало на одну насыщенную людьми и живую площадь меньше, а рассматриваемый нами квартал получил громоздкое строение, аналогичное по объему Универмагу, втиснутое в окружающую историческую застройку совершенно иного масштаба и культурного значения. В дополнении к этому, квартал городского рынка не существует сам по себе, а находится во взаимосвязи с прочими территориями центра, и от того насколько успешны эти взаимосвязи зависит успех и собственно самих зданий квартала – то есть их использование жителями.

Для того, чтобы понять, является ли текущее положение логичным, а также для поиска и демонстрации взаимоотношений различных частей Вологды мы обратились к семнадцати успешным и известным в мире городам, проанализировали градостроительную ситуацию в их исторических центрах и сравнили их с Вологдой. Центры всех выбранных нами городов сформировались, как и центр Вологды, задолго до XX века, и самому младшему из них около 400 лет. Для оценки туристической привлекательности городов, с целью сгладить субъективность, присущую любому исследованию, мы воспользовались данными глобального туристического ресурса Tripadvisor, где каждый в мире желающий может оставить свой отзыв о месте, которое он посетил.
Люди и «магниты»
В современном градостроительстве принят ряд теорий, так или иначе описывающих возникновение и рост городов. Как правило, исследователей интересует начало, точка отсчета города и/или наиболее интенсивно используемая его часть. Это то, что названо «ядром» в теории многоядерности Чонси Харриса (Chauncy Harris) и Эдварда Ульмана (Edward Ullman) или «историческим ядром докапиталистической эпохи» в работах Френча и Хамильтона. В советском градостроительстве наиболее близкий термин – это «общественный центр», о формировании которого писали А.Э. Гутнов, С.О. Хан-Магомедов и другие. В настоящей работе нас не будет интересовать иерархия пространств или эволюция планировочного развития. Каковы планировочные особенности городского «ядра» и могут ли они влиять на формирование социальной жизни вокруг себя – вот вопросы, которые мы задали себе в начале исследования.
Рассматриваемые в данной работе города имеют свои исторические, географические, этнические, политические особенности формирования планировочной структуры, но при этом в каждом из них можно выделить явные характерные зависимости ключевых градообразующих элементов. Разумеется, мы не претендуем на полноценный анализ каждого из выбранных городов. Мы лишь хотим выявить корреляции между планировочной структурой центрального ядра и социальными процессами, которые там происходят – каким образом люди осваивают это ядро. Мы рассчитываем на то, что это поможет подобрать ключи к решению проблем квартала 52 в Вологде.
В каждом городском центре есть культовый, учебный, оборонительный или административный архитектурный ансамбль, занимающий доминирующее градостроительное положение – назовем его условно «кремль». «Кремль», как правило, не участвует в активной социальной жизни, он просто существует и является объектом внимания извне. Есть площадь или группа открытых пространств, являющихся центральными для города или группы городских районов, а иногда и для страны – «площадь». И есть район, притягивающий жителей и гостей – как правило, квартал, плотная сеть улиц и сосредоточение активного человеческого движения – назовем его «магнит». Удивительно, но связка «кремль- площадь-магнит» существует повсеместно в центрах выбранных нами для анализа и процветающих с точки зрения социальной активности, культуры и экономики городах.
Кремлевская площадь (Вологодский Кремль), Вологда
Отзывы на Tripadvisor: 10425
Население города: 301,9 тыс. чел.
Площадь: 116,0 км2
Возраст: ок. 860 лет
Статус: столица Вологодской области, Россия Географическое положение: 59°12’ с.ш.

Ну, вот мы и добрались до сути нашего исследования. Вологда обладает прекрасным и редким памятником истории и культуры – это Софийский собор (1570). Вместе с Колокольней, белокаменными стенами, башнями и комплексом зданий Архиерейского двора, собор входит в архитектурный ансамбль, за которым с XIX века закрепилось название «Вологодский кремль» (собственно Кремль занимал гораздо более обширную территорию города, был каменно-дубовым, включал в себя 11 каменных башен, 21 деревянную и был разобран в XVII-XVIII веках).
Таким образом, в Вологде есть «кремль», и очень яркий. Есть и «площадь» – это Кремлевская площадь (рис. 3). До 2007 года на ней росли деревья, но теперь она вся вымощена плиткой. Зимой в последние годы на площади устраивают каток, она становится местом массовых гуляний на Масленицу, на ней, что характерно, пытаются торговать (рис. 4). Исходя из логики, описанной нами выше, где-то тут должен быть и главный «магнит» Вологды. Где он? – вопрошает блуждающий турист, или горожанин, спешащий через центр из одной части города в другую.

В Вологде связь «кремль-площадь-магнит» нарушена. 51 квартал (Старый рынок) превращен в грузовой двор. 54 квартал, прилегающий к Кремлевской площади, развит мало и никак не участвует в городской жизни. Река Золотуха неблагоустроенна и вырезана из городской ткани. В 52 квартале вместо «магнита» сформировался сдвоенный торговый центр, состоящий из промтоварной (Универмаг) и продовольственной (Городской рынок) частей. Такие смешанные торговые комплексы сейчас распространены, в том числе и в России, на городских слабо урбанизированных окраинах (в Вологде, к примеру, торговые центры на Окружном шоссе), но не существуют в центральной части ни в одном из рассмотренных нами успешных городов. В Вологде нет «магнита», поскольку никакой торговый центр «магнитом» быть не может, простите за каламбур. Вероятно, точкой притяжения были ряды на Торговой площади, но теперь их нет, а на площади просто растут деревья и трава (см. Дублин).
Потребность в пространстве для торговли, при этом, невозможно игнорировать – сегодня во время массовых городских праздников для торговых рядов используется площадь Революции. Эта площадь является, во многом, мемориальной, и для массовых гуляний подходит с натяжкой. На ней находится Обелиск участникам Гражданской войны и становления советской власти (1977), мемориал «Вечный огонь» (1975) памяти жертв Великой отечественной войны 1941-1945 годов и поклонный крест на месте снесенного танками в 1972 году кинотеатра им. Горького, а ранее – Спасо- Всеградского собора (1688). При этом предмет нашего исследования – 52-й квартал, в котором расположен городской рынок, вообще не участвует в праздничной торговле, зато исправно торгует предметами неясного происхождения (рис. 5).

Что происходит в 52 квартале?

Квартал по периметру вдоль улицы Мира и проспекта Победы застроен памятниками архитектуры, которые частично уже утрачены, что девальвирует ценность квартала в целом (см. Касабланка) и является преступлением по отношению к культуре. Оптимистичным напоминанием о памятниках являются многочисленные вывески «Памятники» внутри дворов 52 квартала (рис. 7).

Функционально здания вдоль ул. Мира и пр. Победы – это магазины, офисы, кафе, военкомат, библиотека (рис. 6). Вдоль ул. Батюшкова есть жилье и офисное здание, а на другой стороне улицы расположены педагогический колледж, суд, магазины и кафе – смешанное использование квартала налицо. В центре стоит здание городского рынка с проездами по длинным сторонам и торговыми площадями с торцов. Фактически, внутри квартала уже сформированы улицы, но они в качестве городских улиц не работают, а на линии вдоль проспекта Победы вообще жизни нет – там стоят какие-то немытые «Газели», бегают собаки и бродят усталые дворники. Вход туда кем-то почему-то запрещен (рис. 8). Людей там нет, спросите в Вологде любого – он там ни разу не был, а это, согласитесь, странно для расположенного в 100 метрах от Кремля центрального квартала трехсоттысячного города.

Помимо Кремля, квартал 52 окружает множество кварталов с насыщенной социальной жизнью. В непосредственной близости от него, с разных сторон, в кварталах 51, 54, 65, 48 (см. рис. 1) находятся учебные корпуса и общежития Вологодского государственного университета (ВГУ), в котором обучаются, после слияния технического и педагогического университетов, около 15 тысяч студентов (5% жителей города). Здесь уместно вспомнить, что в рассмотренных нами городах студенты университетов составляют важную часть социально активных горожан, а в некоторых случаях играют ключевую роль в городском сообществе (см выше: в Катании 53 тысячи студентов – 17%, в Гейдельберге 27 тысяч – 18%, в Страсбурге 44 тысячи – 16%, во Вроцлаве 30 тысяч –5%).
Разумеется, нигде, ни в одном успешном городе мира, центральную часть не отдают автомобилям (рис. 9). Город, прежде всего, тем и отличается от бескрайних просторов остальной земли – по нему должно быть удобно ходить пешком в любое время года. Современные русские города, все – от Лобни до Санкт-Петербурга отличаются крайне презрительным отношением к тротуарам. Нужно честно сказать, что, в основном, их просто нет. Но придется в свое время и нам обеспечить приоритет пешехода и общественного транспорта перед автомобилем, поскольку растущий уровень автомобилизации приводит в Вологде (о, неожиданность!) к невозможности пользоваться городским центром всеми желающими. Люди начинают привыкать к тому, что в центр города нужно ехать 1,5 часа. Как в центре нет пешеходной зоны, так в остальной части города ничего не слышно о выделенных полосах для автобусов и троллейбусов.
Помимо собственно дилеммы «пешеход-автомобиль», о которой можно спорить, есть объективные данные о качестве городского воздуха, который становится в последние годы непригодным для жизни человека. Можно с уверенностью говорить о воздухе Москвы, где ведется постоянный мониторинг, и данные не являются полностью засекреченными – 93% загрязнения воздуха составляют выбросы от автомобилей. В последний год ситуация начала выправляться. Процесс «деавтомобилезации» центра Москвы начался в 2013 году с введением платной парковки и реинкарнацией старых проектов пешеходных улиц.

Что касается городского рынка, не смотря на то, что его облик и планировка несколько хаотичны, он, в целом, выполняет свои функции, пусть и без особенного ажиотажа со стороны покупателей (рис. 10). Внутри здания есть мясные и фруктовые ряды, можно найти немного местных маринадов, тарногский мед, молочные продукты, есть «советский» общепит и восточное кафе (готовят вкусно). На антресолях в большой тесноте размещены отделы недорогой одежды–и попадание туда и эвакуация оттуда весьма затруднены.На уличных рядах внутри квартала продаются грибы и ягоды (по сезону), местные цветы, овощи, а зимой –китайские игрушки, белозерская мороженая рыба, веники для бани… В потребительском плане это, возможно, интересный ассортимент, но при этом нельзя сказать, что рынок является местом обязательного посещения горожан и, тем более, туристов –для них там нет почти совсем ничего, разве что кого-то заинтересует узбекская кухня в Вологде.При том, что рынок может быть городской достопримечательностью, и даже, как в египетской Хургаде или соседнем Ярославле, объектом для экскурсий.

По всей видимости, зданию рынка необходимо придать новый статус, а город нуждается здесь в насыщенном жизнью и разнообразной архитектурой квартале с плотной сеткой улиц, который выполнял бы разные функции в разное время дня и брал бы на себя разные роли в общегородских событиях – стал бы «магнитом» для людей. Этот квартал должен возникнуть на основании трех ключевых принципов: высокая плотность застройки и пешеходная уличная сеть при сохранении всех подлинных исторических зданий, разнообразие функционального использования земли и зданий (mixed-use) и адаптивность к изменяющейся социальной среде – гибкость относительно времени дня и времени года. Как выглядит реализация этих принципов на практике – об этом вторая часть нашей работы.
Заключение
Вернемся к данным обо всех 18 городах, которые нам удалось рассмотреть выше. Из приведенной ниже диаграммы можно сделать один, но весьма оптимистичный для нас вывод. Население большинства из рассмотренных в этой работе городов за последние годы стабильно. Кое-где наблюдается отток, к примеру, население Лиссабона не просто уменьшается, но падает. Население Вологды растет (рис. 11). Это означает, что мы живем в период относительного расцвета нашего города. Понятно, что так будет не всегда. Текущий рост населения – это и вызов, и большие возможности построить город, способный восхищать грядущие поколения.

Исходя из закономерностей, сложившихся в центрах вышеописанных городов, мы видим, что для успешного города характерно наличие связи культурно-исторического объекта – «кремля», ключевой городской площади и ядра социальной активности – «магнита». Таким «магнитом» в рассмотренных нами случаях является сосредоточение улиц с интенсивным пешеходным движением, насыщенностью разнообразными услугами, смешанным использованием среды и памятниками архитектуры, вплоть до Всемирного наследия UNESCO. Типологически «магниты» распределились следующим образом: городской район (старый город) – 9; площадь и рынок – 3; собор и квартал – 2; торговый квартал – 2; старый город и рынок – 1. В шести из семнадцати рассмотренных городов магнитом является торговая площадь (рынок) и практически везде присутствует плотная застройка с доминированием торговой функции, наличием ресторанов и кафе и наличием подлинных исторических зданий. Все это подтверждает ключевое значение квартала 52 для городского центра Вологды.
Мы посетили все рассмотренные города, но помимо субъективной оценки воспользовались открытыми данными глобального путеводителя. В Вологде наиболее известной достопримечательностью является Вологодский кремль, но его популярность сильно уступает популярности памятников
всех рассмотренных зарубежных городов, за исключением провинциальной маленькой Риеки (рис. 12). Хотя, по качеству пешеходных путей и насыщенности городской жизни нам и до Риеки еще очень далеко. Вологда, в попытках формирования городской идентичности, не использует преимущество торговли эксклюзивными товарами в определенной части города, как это делают Марракеш и Милан, не создает в своем ядре уникального ни на что не похожего исторического квартала интенсивной социальной жизни, как это делают Страсбург, Дублин, Порту или Лиссабон, не использует преимущества сложившейся планировочной структуры для концентрации активной жизни в историческом центре, как это делают Катания, Гейдельберг или Вроцлав.
Отсылки к европейским городам ни в коем случае не означают, что мы должны копировать западные образцы, но мы должны, сохраняя вологодскую идентичность, формировать культурно значимую и объективно комфортную для человека среду. Любой статус, прописанный в каких-то документах, должен в конечном итоге подтверждаться на городских улицах конкретными примерами, а этого нет. Если бы наши предки не оставили нам потрясающих памятников архитектуры, у Вологды, лишенной мощной промышленности, было бы мало шансов на процветание в глобальном соревновании городов за людей.

Необходимо упомянуть также проблему плотности застройки и сетки улиц. Сравнивая градостроительные характеристики рассмотренных городов с Вологдой, первое, что бросается в глаза – это различие в плотности застройки ядра городского центра (рис. 13). Исторически на Севере люди селились широко, не стесняя себя общими стенами и тесными улицами.
Вологда сформирована жителями северных деревень, которые привыкли жить, не будучи стесненными нехваткой пашни, горами, ущельями или крепостными стенами, защищающими от многочисленных внешних врагов. Различие в плотности застройки северных и южных деревень отмечалось исследователями еще в 1882 году, когда Ф.Н. Берг писал, что на Севере «/…/ расстояние между избами, печи сбитые везде из глины с кирпичными подами – все это способствует тому, что здесь пожары сравнительно редки и никогда так не опустошительны как в тонкостенном, плетневом, с соломенными крышами, сбитыми в кучу, черноземном селе, которое горит как свечка».

Конечно, в случае с деревней, такое различие в плотности логично и востребовано. Но в случае с северными городами, перенос деревенских традиций в планировку не выглядит необходимостью. Притом, что русское градостроительство имеет свои особенности, города повсеместно характеризуются общими чертами жизнедеятельности: наличием публичных благоустроенных пространств, наличием централизованных инженерных коммуникаций, отсутствием сельскохозяйственной деятельности и потребности в свободной земле для нее. Низкая плотность застройки центрального ядра Вологды объективно снижает вариативность использования городского центра ее жителями.
Другая проблема – у нас слишком мало улиц и они слишком широки. На рисунке 55 хорошо видно, что во всех указанных городах в квартале №52 Вологды поместилось бы 6-8 других кварталов, и квартал №52 – это не какой-то особенно выдающийся гигантский квартал. На 25-ти гектарах вокруг 52-го квартала поместилось всего 5 улиц – это улицы Марии Ульяновой, Мира, Батюшкова, проспект Победы и Каменный мост.
Посчитайте сами, сколько улиц вместилось на 25-ти га в остальных городах. Редкая птица долетит у нас до середины проспекта Победы, да и нечего ей там делать. Нигде в мире мы не чувствуем такой безысходности как при попытках разминуться с автомобилем на асфальтированном переходе от Каменного моста к площади Революции через улицу Марии Ульяновой. А эта улица на самом деле здесь есть площадь Возрождения – вот так у нас улица-площадь плавно переходит в широчайшую площадь безо всяких даже домов и границ.
Авторам можно возразить – так сложилось исторически, кроме того, у нас есть нормативная база, охранное законодательство. Что касается эволюции города, то действительно, разрушения советской эпохи изрядно проредили исторический центр Вологды, а новое строительство этого времени всегда отличалось щедростью в освоении пространства. В отношении нормативного регулирования, хочется сослаться на «Методические рекомендации по проектированию комплексов общественных центров» (ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева, 1991), которые начинаются весьма категоричным образом: «Катастрофическое состояние городов нашей страны, не удовлетворяющих требованиям современного городского образа жизни и в большинстве своем утративших историко-культурное своеобразие, требует безотлагательной кардинальной смены приоритетов и принципов градостроительного контроля. Совершенно очевидно, что дальнейшее наращивание нормативной обеспеченности регламентируемого обслуживания не только не улучшает, но значительно ухудшает все характеристики городской среды. Благодаря умножению скудных сценариев городской жизни, рутинных форм обслуживания, безлюдных убогих пространств на периферии города – по всей градостроительной системе, включая исторический центр, транслируются уродливые типы бездуховной среды, отвечающие нормативным формулам»29. Вряд ли мы можем с уверенностью говорить, что эта ситуация 25-ти летней давности в полной мере преодолена.
Плотность застройки сама по себе еще ничего не говорит о качестве городской среды, но, все же, мы используем городское пространство с непозволительной расточительностью: у нас там растет трава, а зимой – сугробы, лучшие места отдаются под асфальтированные парковки, низенькие здания разбросаны редко как гренки в бульоне, да еще половина из них пустует без дела. В центр незачем идти, там нечем заняться, в результате чего он безлюден, что странно для трехсоттысячного города с растущим населением. Дело не только в плотности как таковой, но в характере застройки: чем больше зданий, чем больше землевладельцев, чем меньше участки земли – тем больше улиц, живее кварталы и разнообразнее архитектура.
Не стоит думать, что Вологда обладает бесконечным числом пустырей и набережных, которые можно превратить в туристические «Мекки». Территорий, где есть такой шанс, всего несколько: они ограничены кварталами, прилегающими к парку ВРЗ, улице Мира от набережной до ул. Октябрьская и, возможно, кварталами Заречья в районе улицы Рубцова, если установить пешеходный мост от Кремлевской площади. Одной из таких территорий является 52 квартал, где сейчас расположен городской рынок. Здесь должны сохраниться все исторические здания и появиться лучшие в городе магазины, галереи, бары, рестораны, библиотеки, отели, хостелы, а также офисы и определенный вид жилья (временное жилье для студентов, ведомственные квартиры, пентхаусы). Это нужно и для привлечения туристического потока в наш город, но прежде всего – это нужно нам, жителям Вологды сегодняшним и будущим. Проведенный в этой работе анализ показывает, что пешеходный квартал плотной застройки смешанного использования – единственный верный путь развития этой части города, более того, мы полагаем, что рано или поздно этот сценарий будет реализован.
Community Architecture and Urbanism Research Group – CAU Research Исследовательская группа архитектуры соучастия и урбанизма.